Возврат на главную страницу

КУНСТКАМЕРА КЛИНИЧЕСКОЙ НАУКИ
раздел
МЕТОДОЛОГИЯ

ФУНДАМЕНТ КЛИНИЧЕКОЙ НАУКИ

Специальных институтов для подготовки врачей-исследователей не предусмотрено. Обычная история заключается в том, что пытливый врач начинает заниматься исследованиями, а затем защищает диссертацию. Затем еще диссертация и, вот, он уже профессор и сам руководит научной деятельностью. Защита диссертации - это аттестация ученого, проверка его методологической зрелости как исследователя. А какое дополнительное систематизированное обучение проходит соискатель до защиты диссертации? В армии для того чтобы быть полковником и генералом военные заканчивают академию, в которой дают специальные знания для того чтобы руководить другими. А как учат будущих клинических генералов? Такой системы не существует. Самообучение в этом случае не гарантирует, что обладатель профессорского диплома соответствует высшему уровню методологической зрелости врача-исследователя. И учеников своих он будет учить "чему-нибудь" и "как-нибудь".

Какие специальные дополнительные науки должен освоить врач-исследователь, чтобы соответствовать статусу ученого-клинициста и отличаться от обычного врача? Есть ли такие предметы в программе подготовки будущего врача? Исходя из каких принципов врач-исследователь планирует организацию клинического исследования?

Вопросов много, а ответов нет. То есть ответы конечно есть, но они очевидны не для всех.
Существует классическая научная методология, знание которой, безусловно, необходимо для любого исследователя, в том числе и для врача-исследователя. Но, человек, как объект исследования имеет множество степеней свободы и является нелинейной системой, что усложняет построение непротиворечивых моделей патологических состояний. С другой стороны, проведение экспериментов на людях связано с целой группой ограничений.
По этим причинам возникла новая фундаментальная клиническая наука, в основе которой лежат эпидемиологические методы наблюдения. Эпидемиология как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения получила широкое распространение в последние десятилетия и определяется как пропедевтическая дисциплина медицины, которая содержит основы понимания медицинской реальности, эффективности вмешательств и методов исследований в медицине. Из частной эпидемиологии возникла клиническая эпидемиология, которая определяется как наука позволяющая осуществить прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения клинического течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов изучения групп больных для обеспечения точности прогноза.
Сущность клинической эпидемиологии описана нами в одноименной публикации. Это малоизвестная наука в странах постсоветского пространства. Именно поэтому с таким трудом нами осваиваются технологии доказательной медицины, и по этой причине в клинических исследованиях очень редко используются специфические для эпидемиологии методы статистики и характеристики заболеваний.
Основная проблема заключается в том, что во всем мире клинические исследования давно проводятся с использованием принципов клинической эпидемиологии, а врачи всего мира легко оперируют специфическими и малознакомыми для нас эпидемиологическими характеристиками. В России вышел первый учебник по современной эпидемиологии В.В.Власова, председателя российского отделения Кокрановского сотрудничества. В Украине только приходит понимание актуальности новой клинической науки для образования врача.

Таким образом, клиническая эпидемиология является методологическим фундаментом современных клинических исследований. Незнание этой новой науки врачом-исследователем является показателем низкой квалификации и элементом некомпетентности.

 

 

Hosted by uCoz